ПРО КАЛЕНДАРЬ
Знаменитая фраза пушкинских времён «Всё врут календари!» в нынешнем веке абсолютно не актуальна и даже немного обидна. Более честного, точного и полезного инструмента организации наших жизненных ритмов, пожалуй, и представить невозможно. Каких только видов и календарных форм не навыдумывало человечество за тысячелетия своей истории — солнечный, настольный, электронный, сувенирный, исторический, лунный, астрологический, настенный, энциклопедический, врачебный, производственный, карманный, механический, церковный... Сравнительно недавно в этом списке появился ещё один термин — календарь рекламный, то есть продвигающий.
О чём напомнит календарь?
Итак, calendarium. Именно в день «календ» древнеримские должники рассчитывались по счетам либо выплачивали проценты. Отсюда и название, буквально переводящееся как «долговая книжка». Так что уже в те времена наш герой принимал активное участие в античных бизнес-процессах. Вот вам одно из самых главных календарных свойств — напоминание. Как известно, календарь — это стройная система счёта больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел. Но давайте всё-таки оставим в ведении высоколобых историков подробные рассказы о происхождении календарей солнечных, лунных, тропических и т. п. Современный календарь напоминает не только о количестве рабочих и праздничных дней, но и несёт массу дополнительной информации, давно и прочно заняв заметное место в ряду самых популярных рекламных носителей. Это своеобразный рекламный долгожитель, живущий рядом с человеком не менее года и несущий определённую информацию. Стилистические же приёмы призваны эту информацию подчеркнуть. Будь то имя нового продукта, услуга или имидж предприятия. Пускай уважаемые астрофизики продолжают размышлять о григорианской и юлианской системе счёта, проводя время в жарких дискуссиях о преимуществах старого или нового стиля. У них это получится лучше. А вот о стиле рекламном, который прежде всего касается общей идеи и формальной стороны воплощения любого фирменного календаря, поговорим подробней.
Содержание или форма?
Казалось бы, какое же тут ещё может быть содержание, кроме расставленных в определённом порядке разноцветных чисел? Но если вспомнить о дизайне, фотографиях и текстах, повышенное внимание к созданию содержательной части календаря не покажется столь странным. Не менее пристальное внимание нужно будет уделить и формальным его особенностям. Давайте посмотрим на этот вопрос сквозь «полиграфический прицел», оставив в стороне декоративные изыски сувенирных календарей и высокие технологии календарей электронных. Содержанием будем считать собственно «календарную сетку» и всё, что несёт смысловую нагрузку. Формой — всё то, что называется визуальным рядом и создаёт настроение. Здесь и дизайн, и конструкция, и функциональные свойства. Строго говоря, подобное деление весьма условно. Ведь порой настроение рождается благодаря одной конструктивной «изюминке», а точный дизайнерский приём как нельзя лучше передаёт смысл.
Зачем изобретать календарь?
О чём же, кроме чисел, могут напоминать календари? Да о чём угодно. Главное, чтоб это было не в ущерб основной их функции. Изобретая новый календарь, прежде всего необходимо решить, о чём же он поведает миру. В нашем случае — миру настоящих и потенциальных партнёров, заказчиков, а возможно, и сотрудников (наш герой неплохо укрепляет корпоративное единство). Имя и виды деятельности предприятия, имидж и описание конкретных преимуществ, даты истории и двенадцать базовых услуг, координаты и сезонные предложения, логотип и свежие дизайнерские приёмы — вот только небольшая часть смысловых нагрузок. На самом деле их может быть в сотни раз больше. Когда же смысловая часть определена, на «сцене» появляется дизайнер. Только этот «формалист» в состоянии собрать разрозненные темы в гармоничном и ярком решении. Любой высококлассный дизайнер с удовольствием упражняется в разработке вариантов стиля и конструкции будущего календарного шедевра. Данный рекламный жанр позволяет не только решить поставленные маркетинговые задачи, но и создать авторское произведение, великолепный объект современной культуры и предметной среды. Такие объекты чаще всего встречаются в офисах или кабинетах. Стало быть, мы не зря говорили о календаре как о факте культуры корпоративной. Помимо традиционных и при этом ничуть не менее интересных календарей — плаката, настенного перекидного, карманного, настольного перекидного и весьма популярного настольного «домика» — из-под дизайнерского пера, а точнее сказать, компьютерной мыши, на свет рождаются пирамидки, кубики, призмы, трансформеры и совершенно неописуемые календари необычных вырубных форм. Так давайте каждый год изобретать новый календарь! Удивляя и радуя своих коллег буйством красок или тонкой изысканностью цветов, смелыми авангардными приёмами или солидной классикой. Ведь фирменные календари уже давно стали самым популярным видом бизнес-подарка.
Сергей Платонов, по материалам РА «Артезис»
«Печатный бизнес», №5/2010